Совсем скоро тюменские байкеры соберутся у технопарка, чтобы большой и шумной компанией прокатиться по городу, открывая очередной мотосезон. О том, что для мотоциклистов лето, и какие планы они строят на этот год, мы поговорили с президентом клуба «LIFEROAD» Владимиром «Графом» Шевченко.

Владимир, 16 мая байкеры Тюмени открывают мотосезон 2015 года. Что для байкера открытие сезона, зачем они вообще его открывают и как к нему готовятся?

Открытие сезона – это, в первую очередь, встреча братьев по двум колесам после долгого зимнего перерыва. Это повод собраться, переговорить, обсудить планы на год, повод именно празднично собраться и оповестить всех участников дорожного движения о том, что на дорогах общего пользования появились люди, передвигающиеся на двухколесном транспорте.

Какие планы у вашего клуба на этот год? Может быть, вы собираетесь в путешествия, готовитесь к мероприятиям?

Планов много. В конце прошлого года президенты тюменских байк-клубов собирались, чтобы определить дату открытия сезона и дату закрытия – оно будет у нас в сентябре, согласовали это с ближайшими городами Урала: Челябинском, Свердловском, Пермью, с северными городами.

В этом году мы много времени проведем в поездках. Часть ребят из нашего клуба и не только уже сейчас отправились путешествовать по стране на мотоциклах. Одна группа находится в Калмыкии, Грузии, другая – на Алтае. Часть ребят, в том числе и я, планирует отправиться в путь, когда на улице будет потеплее.

Также мы регулярно участвовуем в мероприятиях, посвященных 1 и 9 мая, поздравляем ветеранов, устраиваем концерты. Кроме того, мы ведем общественную работу и пытаемся ее продвигать. На 14 мая у нас назначена встреча в школе, где мы проведем беседу с ребятишками на тему безопасности дорожного движения.

Мы общаемся с учащимися различных возрастов, как в колледжах, так и в школах, проводим встречи совместно с ГИБДД Тюменской области или самостоятельно. К примеру, 13 мая участвуем в областном «Безопасном колесе» по приглашению ГИБДД области. В этой работе нам помогают и другие клубы, они тоже участвуют в подобных мероприятиях. Мы выезжаем в школы на мотоциклах, воздействуем на ребят своим примером и внешним видом, показываем экипировку, просим тех, кто уже имеет скутеры или мотоциклы, приобретенные родителями, надевать защиту на себя и пассажиров.

Ребята слушают вас?

По-разному. Кто-то реагирует с ухмылкой, кто-то в корне меняет свое мнение о безопасности после показанных фотографий, к примеру, разбитого шлема или чего-то еще. У некоторых эти впечатления прочно оседают в головах. В прошлые годе мы показывали детям серьезный фильм, с человеческими травмами, с гибелью людей. Вначале ребята шутили, а после просмотра уже по-другому с нами заговорили.

Мы, люди, проехавшие многие тысячи километров, имеем право делиться с другими своим опытом, и школьники задают нам вопросы. Ребята понимают, что мы даем квалифицированные ответы и рассказываем правду о том, что и как кому помогло. Ситуации на дорогах бывают разные. Где-то яма, где-то водитель не увидел, где-то что-то сломалось, и эта защита порой спасает нам жизнь. Мы уже потеряли и похоронили часть друзей и близких. Это очень тяжело.

Также в планах у нас поездки по стране, где-то – за рубеж. Недавно мы встречали группу байкеров, проезжающих мимо нас с востока – с Кемерово, Новосибирска. Они шли на Маёвку – фестиваль российского масштаба в Самаре. Часть тюменцев поехала дальше с ними.

20 июня у нас будет День байкерской культуры. Это традиционный музыкальный фестиваль, на который приезжают люди со всей России, чтобы пообщаться между собой. На ДБК у нас были и поляки, и чехи, и казахи, и украинцы, и белорусы. За неделю да этого мы хотим съездить на празднование 50-летнего юбилея Самотлору в ХМАО. В планах у нас посетить и ближайшие регионы.

А где и как вы храните мотоциклы в зимний период? На чем передвигаетесь, пока байк стоит?

Практически у всех нас есть автомобили. Мы полноценные мотоциклисты, водители и пешеходы. У многих моих знакомых есть велосипеды и скутеры. Зимой мотоциклы держим кто у себя, кто на специализированных станциях, в хранилищах, где обслуживаем их и готовим к сезону.

Кстати, в зимнее время некоторые байкеры все равно умудряются кататься. Они шипуют резину и, кому очень хочется, ездят. И не по гаражам, а по снегу. Добавлю, что в России даже проводятся зимние фестивали, которые мы тоже посещали. Ездили туда на мотоциклах, правда, цепляли на них коляски, потому что зимой увеличивается вероятность упасть.

В прошлые годы у нас были не только летние поездки за полярный круг, организованные тюменскими байкерами, но и зимние. И мы прямо зимой на мотоциклах ездили в ЯНАО. И в Тюмень специально приезжали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России, чтобы вместе с нашей группой отправиться за полярный круг. К группе добавлялись сургутские, нижневартовские байкеры и так далее. В один год маршрут дошел до Воркуты. Но это работа всех байкеров, не только нашего клуба. Мы не приписываем заслуги себе.

Вы знаете, в старые времена люди на собаках ездили, на лыжах до Северного полюса. А байкеры – это люди, которые не ищут легких путей и дорог. Они ездят туда на мотоциклах.

Дорого ли обходится обслуживание байка?

Мотоцикл можно сравнивать с четырехколесным транспортом. Есть байки подороже, есть подешевле, есть наша техника, есть техника импортная. Я ничего не имею против, но в дальний путь мотоцикл всегда готовишь заранее и берешь для этого технику посерьезней. Наши производители не выпускают мощную технику, а хочется ехать быстро, далеко и без ремонта, поэтому приходится приобретать импортные мотоциклы.

Стоят они, подержанные и новые, от 100 тысяч до двух миллионов рублей. Каждый берет двухколесную технику под себя. Когда- то, лет 30-40 назад, я ездил на советском мотоцикле. А сейчас я люблю «Хонду». Кто-то отдает предпочтение различным европейским или японским маркам, таким как BMW, Kawasaki, Suzuki. Быть байкером – это состояние души, и сколько ты можешь вложить в свой мотоцикл, столько вкладываешь. В его красоту, в тюнинг. Все это порой не поддается оценке, потому что ты не считаешь денег. Ведь берешь резину – все равно хочется получше, берешь еще что-то – тщательно выбираешь для себя. Все это набегает.

Техника есть техника. Она не столько затратная, сколько призывает пользоваться ей с комфортом. А затраты у каждого свои.

Каким маркам мотоциклов отдают предпочтение тюменцы?

Думаю, что тюменские байкеры пользуются всеми марками и моделями мотоциклов. У нас в клубе очень многие любят мотоциклы Honda. Появились и приверженцы американской техники – до нас дошли «Харлеи». Ездят ребята и на BMW. Потому что «эндуро» BMW серии GS очень серьезные, подготовленные, они могут проехать и по пустыне, и по горам, и по камням. Если кто-то хочет ездить на больших скоростях, отдает предпочтение «спортам». Кто-то любит мясо, кто-то любит сладости, кто-то полненьких, кто-то худеньких. Так и здесь. Я сам по себе крупный и мне нужен большой, мощный, тяжелый мотоцикл. А кого-то помладше или вашей комплекции устроит и другая кубатура, и другая цена.

Сколько лично у вас мотоциклов?

У меня два. Две «Хонды». В свое время еще был «Урал» с коляской. Но ребята меня уговорили, и я его отдал. А так он был как раритет, на ходу – сел, завел и поехал.

Самый крутой байк в вашем клубе?

Сложно выбрать самый крутой. Понимаете, у нас очень ценятся мотоциклы, которые или сделали, или оттюнинговали своими руками. Но назвать только их крутыми, наверное, нельзя.

«Крутость» нужно выбирать по определенным параметрам. Например, у нашего Миши «Злого» мотоцикл «Урал Волк». Там столько ручной работы! Кожаные сиденья, ручки, кофры, спинки, подножки, «батоны»… Там ни один год все это делалось и комплектовалось. В этом отношении он просто идеальный. У Сергея «Сытого», который сейчас с друзьями, уже в поездке по стране, BMW GS, он стоит около миллиона. Сергей его комплектовал, готовил к дороге. Там другая техника и ее тоже можно назвать очень крутой. Такие мотоциклы люди выбирают, чтобы что-то увидеть. Вот я ездил и по России, и в Казахстан, и на Украину, и в Крым, и в Молдавию, Белоруссию – и все это за одну поездку. Ты просто собираешь все в кучу и идешь-идешь-идешь по всем местам. Представляете, какое это расстояние?

Какой смысл хвастаться крутостью наших байков? В Тюмени очень хорошие мотоциклы, и вы можете их увидеть 16 мая у технопарка.

Я знаю нескольких байкеров-девушек. А вообще быть байкером, на ваш взгляд, это мужское призвание или женское?

Среди нас очень много девушек, и их количество с каждым годом увеличивается. У нас даже есть мотосемьи, которые не одну пятилетку вместе проехали многие километры. А вообще девушки ездят на дальнобои, и даже катались с нами за полярный круг. Ездили на мотоциклах, своим ходом. Снег идет, дождь, они плачут, но едут сами.

В Тюмени уже создались небольшие женские подразделения. Они катаются сами, мы с ними общаемся.

Вот вы ведете активную общественную жизнь. Участвуете в мероприятиях, проводите уроки для школьников. А чем суровые байкеры занимаются в обычной жизни?

В нашем клубе много разных людей. Есть люди общественного труда, работающие в администрации, на госслужбе. Есть ребята-механики, связанные с техникой в профессиональном плане. Есть те, кто занимается торговлей, умственным и научным трудом, предприниматели, врачи. У нас даже есть человек, который закончил екатеринбургскую консерваторию, он работает в Тюменской филармонии, но увлечен двухколесной техникой и в свободное время путешествует по стране и по миру.

Мы хотим привлечь внимание к ветеранам, участникам войны, поддерживаем различные акции. Мы не политизируемся, не делаем каких-то громких заявлений, а просто вносим свой вклад в общественную жизнь города, области и всей страны в той мере, в которой можем и как ее видим.

Проведу аналогию. Я общалась с одним дрифтером, и он негативно реагирует на желающих «зажечь» на дорогах. Настоящие закаленные байкеры не одобряют молодежь на мотиках?

Все это бахвальство, и им страдает не только молодежь, но и взрослые люди. Мы знаем, как это больно – падать, и если нужно испытать какой-то драйв, мы не делаем этого на дорогах общего пользования. Кроме того, мы стараемся разговаривать с теми, кто нарушает скоростной режим в городе, показывает какие-то трюки, которые могут привести к тяжелым последствиям. А такие случаи были, они зафиксированы в ГИБДД. И пешеходов на переходах сбивали, и сами разбивались.

Мы против этого. На дорогах общего пользования этого делать нельзя. Хотите что-то делать, отправляйтесь на соревнования, на специально отведенные площадки. Мы всегда говорим: жизнь одна, и надо, чтобы ты вернулся в семью, чтобы дети, внуки, родители видели тебя живым и здоровым. Проехав тысячи километров, мы можем заявлять об этом.

С какими трудностями приходится сталкиваться на дорогах? Считаются ли с вами водители автомобилей?

Я уважаю автомобилистов и тех, кто с пониманием относится к двухколесной технике. Мы тоже стоим в пробках, но раз мы меньше и уже, иногда можем потихонечку проехать между рядами. Где-то этого делать нельзя, а где-то разметка позволяет. Кто нас пропускает, дай им Бог здоровья. Но и нам нельзя нарушать и наглеть. Нужно соблюдать правила и просчитывать все за себя и за других, чтобы не пострадать и не навредить. Надо думать на шаг вперед. По больницам я тоже езжу. Вижу загипсованных ребят. Это страшно.

У меня водительские права 35 лет, а водительский стаж и того больше. Поэтому я хочу сказать всем: берегите себя. Жизнь – это не инспектор ГИБДД. Тот еще может простить и сказать: «В следующий раз не нарушайте», а вот ошибки на дороге приводят к большим серьезным повреждениям.

Удачи на дорогах!

Спасибо.